Считается, что борода и берет – это «спецодежда» художников, которую они носят для удачи. Однако история знает много гениев, кому борода принесла славу, но только после их смерти.
Тайна безбородого Ван Гога
Винсент Ван Гог был одновременно гениален и безумен. Он обладал своеобразной манерой письма, которая при жизни не принималась ценителями искусства. Свои лучшие вещи он создал в психиатрической больнице. И лишь смерть «обогатила» Ван Гога и вписала его имя в историю живописи.
На фоне множества его работ ярко выделяется автопортрет, где художник изобразил себя с гладко выбритым подбородком. Именно эта работа стала наиболее популярной из всей серии автопортретов Ван Гога, коих он создал за свою жизнь 36, и была продана в 1998 году за 71,5 млн. долларов. Одной из причин, вызывающих интерес к этой картине, является тот факт, что она была создана незадолго до смерти художника и предназначалась его матери, Анне Корнелии Карбентус Ван Гог. На автопортрете Винсент постарался сбавить себе возраст и выглядеть более здоровым. И главное – он сбрил свою бороду! Но зачем?
С середины XIX века борода на лицах молодых людей обществом воспринималась как явный признак революционного настроения. И все равно было: подражал ли человек угнетенному крестьянству или стремился быть похожим на Джузеппе Гарибальди, вождя итальянских повстанцев, или просто хотел противопоставить себя аристократам с «голыми» лицами. Бороду признали символом бунтарства, стремления к переменам. И Ван Гог вправе был носить ее, будучи революционером в живописи! Но незадолго до самоубийства он бреется и рисует автопортрет без бороды. И никто до сих пор не знает почему. Может быть, потому, что хотел угодить матери – человеку старых традиций, не признававшей революционных идей сына, считавшей, что из него ничего не выйдет и довольно холодно относившейся к нему?
В отличие от Ван Гога Амедео Модильяни повезло больше: его мать принимала любым. И поэтому многие свои письма к ней он начинал со слов «милая мама».
При жизни Модильяни ценили не за картины, а за внешность
Амедео Модильяни одни вспоминают как человека буйного нрава. Другим он казался воспитанным. Но одно точно: живопись была для него важней всего. Ради нее он бросил в 1898 году учебу, перебрался в Париж и трудился, невзирая на нищету. Даже неудача с единственной выставкой в декабре 1917 года в галерее Берты Вейль не остановила художника. Эту выставку через несколько часов после ее открытия ликвидировала полиция из-за «непристойности» картин. Но часть из них все-таки успели купить – и в числе покупателей был комиссар полиции. Составленная им еще при жизни Модильяни коллекция сделала его после смерти художника миллионером.
А пока Модильяни был признанным гением только в среде художников. Остальные ценили его за… красоту. Например, одна трактирщица подкармливала его, принимая в качестве оплаты рисунки. Но, увы, малограмотная женщина топила ими камин. И когда ее спросили, зачем она помогала ему, женщина ответила: «Он был так красив!».
У Модильяни действительно была яркая внешность. В ранней юности он носил аккуратную шкиперскую бородку, в более зрелом возрасте – короткую бороду-короб либо short boxed beard, которая красиво и густо обрамляла овал лица, либо вовсе гладко брился. Для художника не имела значения революционная природа бороды. Он просто спешил жить так, как ему нравилось: хотел – носил бороду, а мог и легко от нее избавиться; рисовал собственным стилем и презирал слепое подражание старым мастерам. Он всегда находился в поиске. И служил ярким примером того, как можно смело управлять собственной жизнью, не бояться экспериментировать.