В современном мире нас окружает парадокс: люди массово скупают вещи, без которых спокойно жили годами. Очередной спиннер, коллекционный сквиш или вирусное приложение — все это становится объектом ажиотажа.
Секрет кроется в умелом маркетинге, который играет на наших эмоциях — страхе упустить что-то, желании принадлежать к группе, не быть «отсталым мамонтом» или в простом любопытстве. В итоге мы покупаем не товар, а иллюзию новизны, радости или социального одобрения, созданную искусственным «бумом» умелых маркетологов.
Прочтение занимает: 10-12 минут
На написание статьи ушло 5 часа

Давайте рассмотрим примеры с наиболее удачными «ходами». Чтобы не углубляться далеко в историю, возьмем период последние 35 лет. Будем брать примеры, которые, быстрее всего, как-то пересекались с вами в детстве или уже в более старшем возрасте. Или ваши дети, или ваши близкие родственники обязательно на это «подсели». У них всех есть общая черта: эти «хиты» удачно сочетали в себе технологии, социальные потребности и грамотный маркетинг, создавая волну, на которую хотелось «запрыгнуть».
1. Тетрис
Пик популярности: 1990-1998
Что это было?
Это была портативная игровая консоль с монохромным ЖК-экраном, посвященная исключительно одной игре — Тетрису. Она работала на батарейках и была невероятно популярна благодаря своей компактности.
Феномен популярности:
- Абсолютная простота и глубина: Правила понятны за секунду, но чтобы достичь мастерства, требовались часы тренировок. Это идеальное сочетание «легко научиться, сложно освоить».
- Портативность: В отличие от приставок, его можно было брать куда угодно — в школу, в дорогу, в гости. Он был личным карманным миром.
- «Наркотический» эффект игры: Принцип «еще один уровень» или «побить свой рекорд» затягивал невероятно. Успокаивающий и требовавший концентрации геймплей был идеальным антистрессом.
- Массовость и доступность: Эти устройства были относительно дешевы и производились огромными тиражами. Он был почти у каждого второго школьника.
- Уникальный саундтрек: Простая, но навязчивая мелодия (кавер на русскую народную песню «Коробейники») навсегда врезалась в память целого поколения.
Почему это был маркетинговый хит?
Хотя сам Тетрис был гениальной игрой, успех карманного гаджета — это пример удачного продукта в нужное время. Компании (например, Nintendo с Game Boy) поняли, что людям нужна не просто игра, а личный, портативный доступ к хиту. Они продавали не просто функциональность, а карманное убежище, возможность скоротать время в любом месте.
Этот пиксельный гаджет стал таким же символом эпохи, как тамагочи или йо-йо, и до сих пор вызывает волну ностальгии.
Признаюсь – такая штука была и у меня. Занятный был «убийца времени»

2. Йо-йо (Yo-yo)
Пик популярности: 1990-1995
Что это: Классическая игрушка, состоящая из двух одинаковых дисков и оси, на которой она вращается, соединенных с рукой веревкой
Феномен популярности: У этой игрушки еще давняя история, Она появилась более 100 лет назад и была также популярна в 20-х и 60-х прошлого века. Но максимальный скачек
«игрушечного бума» пришелся 90-х годах.
Причина успеха:
- Простота формы и бездонная сложность трюков. Он сочетал в себе индивидуальное мастерство и социальное соревнование. Проводились и до сих пор проводятся крупные чемпионаты, что поддерживало интерес. Это был не просто предмет, а навык.

3. Тамагочи (Tamagotchi)
Пик популярности: 1997-2002
Что это: Портируемое цифровое домашнее животное от компании Bandai, появившееся в 1997 году.
Феномен популярности: Игрушка вызвала глобальную истерику, особенно среди школьников.
Причина успеха:
- Эмоциональная привязанность: Пиксельный питомец требовал постоянной заботы (кормление, игры, уборка). Это вызывало чувство ответственности и любви.
- Социальный аспект: Дети носили их на рюкзаках, обсуждали своих питомцев и их «смерти» становились настоящими драмами.
- Эффект дефицита: На пике популярности их было невероятно трудно найти в магазинах.

4. Silly Bandz (Сили Бандз)
Пик популярности: 2009-2010
Что это: Резинки для волос/браслеты из силикона, которые в свободном виде принимали форму животных, предметов и т.д.
Причина успеха:
- Коллекционирование и обмен: Как и с покемонами, дети собирали их, обменивались и носили «рукава» из этих браслетов.
- Низкая цена: Позволяла легко покупать новые пачки.
- Школьный хайп: Запреты в некоторых школах только подогрели интерес.
- Быстрое угасание: Классическая модель «fad» — резкий взлет и такое же резкое падение, когда рынок перенасытился.

5. Ловля покемонов (Pokémon GO)
Пик популярности: 2016
Что это: Мобильная игра с дополненной реальностью (AR), где игроки ловят виртуальных покемонов в реальном мире.
Феномен популярности: Летом 2016 года мир сошел с ума. Парки заполнились людьми, смотрящими в телефоны.
Причина успеха:
- Ностальгия: Целое поколение, выросшее на Pokémon, получило шанс стать тренером в реальной жизни.
- Социальность и физическая активность: Игра заставляла людей выходить на улицу, объединяться для охоты или рейдов на аренах.
- Технологическое чудо: Дополненная реальность, где покемон появлялся на вашей кухне, была настоящей магией.
Почему я привел в пример именно эту игру, а не такие как WT, Dota, Lineage и другие? Всё просто. Эти игры развиваются постепенно, их популярность может расти медленно или скачкообразно, но в конечном итоге они находят свою аудиторию. Вышеперечисленные игры не становятся мгновенно популярными у огромного количества людей по всему миру за несколько месяцев и затем исчезают «в никуда». Хотя, возможно, эти игры уже «ушли» с арены, ведь я сам не играю и не слежу за их текущей популярностью.

6. Fidget Spinner (Спиннер)
Пик популярности: 2017-2018
Что это: Простая игрушка с подшипником в центре, которую можно крутить в руках.
Причина успеха:
- Вирусность в соцсетях: Тысячи видео в TikTok, YouTube и Instagram с трюками и «успокаивающими» свойствами.
- Решаемая «проблема»: Позиционировался как антистресс-гаджет для детей и взрослых, полезный для концентрации внимания (хотя споры об этом не утихали).
- Доступность и массовость: Очень дешев в производстве, продавался на каждом углу — от магазинов игрушек до ларьков в переходах.
- Коллекционирование: Разные цвета, формы, материалы с подсветкой.
Итог: Ярчайший пример «хайпа» 2010-х. Пик популярности был недолгим, но невероятно интенсивным. Сейчас превратился в рядовой товар.

7. Squishmallows (Сквишмеллоу)
Пик популярности: ~2020 — настоящее время
Что это: Невероятно мягкие и пухлые плюшевые игрушки-подушки простых форм (часто животные).
Причина успеха:
- Тактильность и эмоции: Приятные на ощупь, их хочется мять и обнимать. Вызывают сильную эмоциональную привязанность.
- Социальный капитал и коллекционирование: Огромное количество персонажей, серий, размеров. Найти редкого Сквишмеллоу — это достижение, которым делятся в соцсетях.
- Сообщество: Сформировались целые сообщества коллекционеров, которые обмениваются, продают и охотятся за новинками.
- Универсальность: Это и игрушка, и элемент декора, и подушка.
Итог: Более устойчивый тренд, чем спинеры, переросший в полноценную субкультуру.

8. Вечная пупырка Pop IT
Пик популярности: 2020
Что это: Силиконовое изделие разных цветов и формы
Феномен популярности: Зашла на популярность на «плечах» спинера с более яркой окраской, что в первую очередь притягивала детей. Основными потребителимя стали маленькие дети.
Причина успеха:
- Решаемая «проблема»: Позиционировался как антистресс-гаджет для детей и взрослых, также средство «занять руки» маленькому ребенку.
- Доступность и массовость: Очень недорог в изготовлении, его можно было найти повсюду — от магазинов игрушек до киосков в переходах.

9. NFT-картинки (НФТ) или «МММ 2021»
Пик популярности: 2021-2022
Что это: Невзаимозаменяемые токены — уникальные цифровые сертификаты собственности, часто связанные с цифровым искусством (картинки, GIF, 3D-модели).
Феномен популярности: Настоящий финансовый и культурный бум 2021-2022 годов, когда некоторые NFT продавались за миллионы долларов.
Причина успеха:
- Спекуляция и быстрые деньги: Вера в то, что можно купить «цифровой актив», который резко вырастет в цене.
- Чувство принадлежности и статус: Владение редким NFT (например, Bored Ape Yacht Club) давало доступ в эксклюзивные сообщества.
- Технологический ажиотаж: Ореол новизны вокруг блокчейна и «цифровой собственности».
- Среда: популярность между офисными работниками повышала «заразность» этой идеи.
Итог: Интерес стал угасать так же быстро, как и начинался. Многие вкладчики надеялись, что смогут вернуть вложенные деньги. Но крушение рынка NFT-картинок привело к значительным последствиям. Многие проекты оказались переоцененными, а спрос на цифровые коллекции резко снизился. Это вызвало массовые распродажи и падение цен, что поставило под сомнение долгосрочную ценность таких активов. В один прекрасный день, в апреле 2025 года было сообщено, что тысячи NFT из коллекции CloneX RTFKT, ранее проданных за миллионы долларов, внезапно исчезли с интернета. Все, точка.

10. Wordle (Вордл)
Пик популярности: Конец 2021- начало 2022 года.
Что это: Простая браузерная игра, где нужно угадать слово из 5 букв за 6 попыток.
Причина успеха:
- Простота и доступность: Никаких скачиваний, регистраций, рекламы. Одна игра в день.
- Социальный шаринг: Уникальная механика — возможность поделиться своим результатом в виде цветных квадратиков (без спойлеров), что породило волну в Twitter и других сетях.
- Общий опыт: Миллионы людей по всему миру решали одну и ту же головоломку каждый день, создавая чувство общности.
- Органический рост: Распространился исключительно «сарафанным радио».
Итог: Идеальный пример того, как простая идея может захватить мир. Разработчики сначала заявляли об некоммерческом проекте, но когда пошли предложения о продаже, мысли у раработчиков поменялись. Появилось желание на этом разбогатеть, и парни смекнули, почему бы им не продать выгодно свой продукт? И продукт был куплен The New York Times за семизначную сумму. Спустя пару лет заявленный «мамой клянусь!» по 100 000 новых игроков каждый месяц ушло на нет. И вот у Times есть свой аналог «nft»….

11. Lobubu (Лобубу)
Пик популярности: 2024 — настоящее время
Что это: Маленькие плюшевые брелоки-талисманы от Sanrio (создателей Hello Kitty), популярные в начале 2000-х, особенно в Азии. А сейчас популярен среди детей в России. Он во время успел вытенить и заменить набирающий пик Хаги-Ваги (о нем ниже, на «десерт»).
Феномен популярности: Они не были таким глобальным взрывом, как Pokémon GO, но стали культовыми среди детской аудитории.
Причина успеха:
- Эстетика кавайи: Милый, простой дизайн вызывал умиление.
- Коллекционирование: Выпускались в разных цветах и вариациях, что побуждало собирать их все.
- Утилитарность: Их вешали на мобильные телефоны, рюкзаки и сумки, делая их модным аксессуаром.
Итог: У ваших детей есть это создание, очень схожее на «Зубастики» 90-х?


И это не все…

Общие черты «полярных» маркетинговых хитов:
Проанализировав все эти примеры, можно выделить общую формулу успеха:
- Простота и доступность: Продукт интуитивно понятен, и начать им пользоваться легко (или он дешев).
- Сильный социальный компонент: Продукт поощряет обмен, коллекционирование, совместное использование или соревнование. Он становится темой для разговоров.
- Эмоциональный отклик: Вызывает ностальгию (Тамагочи), чувство умиления (Squishmallows), азарт (Pokémon GO) или удовлетворение от решения задачи (Wordle).
- Эффект «заразности»: Когда вы видите, что все вокруг играют в Wordle или носят спиннеры, вы не хотите оставаться в стороне (страх упустить что-то — FOMO).
- Удачный момент (Timing): Часто продукт попадает в «нужный момент», заполняя некую социальную или технологическую нишу (смартфоны для Pokémon GO, потребность в простых радостях во время пандемии для Squishmallows).
- Опора на пользовательский контент (UGC): Люди сами создают контент вокруг продукта — трюки, коллекции, мемы, — что становится лучшей рекламой.
Эти продукты — больше, чем просто товары. Это кратковременные, но очень яркие социальные явления, которые прекрасно показывают, как работают психология толпы и современные каналы распространения информации.

А при чем здесь наш барбершоп?
А все просто. Мир моды изменчив: сегодня в тренде одни вещи, а завтра — другие. Но классика вне времени. Стильная мужская стрижка и ухоженная борода — это та самая вечная инвестиция в ваш образ, которая говорит об уверенности и вкусе.
В барбершопе «Я» мы видим искусство в деталях. Мы не просто следуем трендам, а создаем индивидуальный стиль, который будет актуален всегда. Наши мастера виртуозно подчеркивают вашу мужественность, превращая стрижку и бороду в безупречный ансамбль. Доверьтесь нашему опыту, и вы убедитесь: некоторые вещи не выходят из моды, а с нами они становятся вашей визитной карточкой.

