Рано или поздно, любой человек, стремящийся к развитию, задумывается о создании собственного бизнеса. Потому что практически для любой наемной работы есть зарплатный потолок, а вот бизнес может приносить доходы, которые зависят от самого бизнесмена, а не его работодателя. А в последнее время в предпринимательской сфере стремительно набирает обороты популярность франшиз, например, мужской парикмахерской. Что же выбрать, особенно на первых порах, свой бизнес или покупку франшизы?
Преимущества и недостатки собственного бизнеса
- Если вам удастся создать дело самостоятельно, без чужих инвестиций и партнерства — это будет исключительно ваш бизнес. Вы сможете распоряжаться им в дальнейшем, в том числе продать.
- Прибыль от вашего бизнеса, построенного с нуля, будет принадлежать вам полностью.
- Вы можете выбрать любую нишу, которая вам подходит либо создать свою.
- Необходимо иметь стартовый капитал, зачастую превышающий финансовые возможности начинающего бизнесмена.
- Отсутствие опыта построения бизнеса и необходимость создавать с нуля бизнес-процессы. Бывает — по несколько раз. И пока вы экспериментируете, ваши деньги утекают сквозь пальцы.
- Необходимость затрат на упаковку бизнеса, его брендирование и узнаваемость, рекламу, создание фирменного стиля, представленность во всех социальных сетях и на торговых площадках в конкретной сфере. Но в итоге — это будет ваш собственный бренд.
Преимущества и недостатки франшизы
- Стартовый капитал, необходимый для покупки любой франшизы, парикмахерской, общепита, розничной торговли одеждой и других, всегда значительно меньше, чем тот, что понадобится вам для открытия собственного бизнеса с нуля в той же сфере.
- Вы получаете готовые, проверенные до вас бизнес-процессы, зафиксированные документально. Как правило, с покупкой франшизы вы приобретаете описанные на бумаге инструкции по построению всех процессов, подбору и обучению сотрудников, выбору помещений.
- Часто франшиза подразумевает работу с конкретными проверенными поставщиками продукции, инструментов, материалов, по ценам ниже рыночных даже в опте.
- Вы сразу получаете упакованный бизнес, с готовым брендом, фирменным стилем и наработками в рекламе. Он может быть уже узнаваемым, быть представленным в соц. сетях, вызывать доверие возможных партнеров и клиентов.
- Работая по франшизе, вы будете работать и на общий бренд, раскручивая его дополнительно уже за свой счет.
- Вам необходимо будет выплачивать ежемесячно роялти, соблюдать инструкции и требования для франчайзи.
По каким критериям выбирать франшизу
Если вы приняли решение о том, что хотите строить бизнес не с нуля, а купив франшизу, стоит выбирать ее, исходя из следующих критериев:
- Интересна ли вам выбираемая ниша. Вам придется вникать в этот бизнес самому, и даже готовые бизнес-процессы не избавят вас от необходимости управлять выбранным делом хотя бы поначалу.
- Есть ли у вас финансовая подушка, не стоит выбирать франшизу, на покупку которой уйдут все ваши средства, должен быть запас.
- Зависит ли доход по франшизе от не зависящих от вас факторов, например, сезонности, курса валют, наличия на рынке редких товаров или материалов.
- Насколько уже известна данная франшиза, есть ли другие франчайзи, успешны ли они и довольны ли результатами.
- Что именно вы получите при покупке франшизы, какую поддержку оказывает франчайзер (не только в декларациях, а и на деле), необходимы ли затраты, помимо паушального взноса, устраивает ли вас размер роялти.
- Покупали бы вы сами тот продукт или услуги, франшизу которого вы планируете купить?