Парикмахер, или, по-старинному, цирюльник – профессия, известная с глубокой древности. Достаточно взглянуть на красиво подстриженные и уложенные волосы на головах древнегреческих и древнеримских статуй, чтобы убедиться в этом. Для античных греков и римлян цирюльни были местом, где они не только приводили в порядок волосы и бороды, но и беседовали, обменивались мнениями, в общем, были чем-то вроде мужского клуба. Именно эти традиции продолжает барбершоп «Я», например, в городе Москва, который является чисто мужской территорией.
Из истории барбершопов
Вплоть до XIX века цирюльники выполняли еще и некоторые функции врачей: рвали зубы, пускали кровь (распространенная тогда процедура) и пр., а также выполняли конфиденциальные поручения – вспомните хотя бы знаменитого севильского цирюльника Фигаро, который свел влюбленных.
Со временем цирюльник превратился в барбера – парикмахера, а цирюльни – в барбершопы. Старейшей организацией барберов считается «Почтенный союз парикмахеров», основанный в Лондоне аж в 1308 году и существующий до сих пор!
Менялись времена, менялись моды. Так, в XVIII – начале XIX века парикмахеры активно занимались изготовлением и укладкой париков, не только женских, но и мужских. Особого искусства в этом достигли во Франции – законодательнице мировой моды.
Но и на задворках цивилизованного мира, в частности, на Диком Западе в Америке во второй половине XIX века барберы не сидели без работы. Барбершопы наряду с салунами были любимым местом проведения досуга, где можно было не только привести в человеческий вид растительность на голове, но и почитать газету, пообщаться, выпить пива, а то и чего покрепче.
Настоящим прорывом в истории барбершопов стало открытие в 1893 году в Чикаго школы для парикмахеров, филиалы которой возникли вскоре едва ли не каждом американском городе. Это способствовало росту не только искусства барберов, но и престижа профессии, а также расцвету барбершопов в качестве мужских клубов со своей специфической обстановкой и интерьером.
Несмотря на существование наряду с элитарными довольно демократичных барбершопов, изобретение безопасной бритвы фирмой Gillette нанесло им ощутимый удар. Это произошло в начале ХХ века, и безопасная бритва сразу же вошла в «джентльменский набор» большинства мужчин. Изобретение электрической бритвы стало еще одним ударом, и постепенно барбершопы стали терять клиентуру, а со временем и вовсе закрываться.
Возрождение барбершопов
Начало третьего тысячелетия не принесло, по сути, ничего нового в парикмахерском деле, если не считать новым возрождение моды на бороду и возникновение барбершопов. Барбершоп в Москве сегодня уже никого не удивляет, да и в других городах их становится все больше и больше.
Причины популярности барбершопов не только в том, что здесь мужчины получают обслуживание на высшем уровне, что барберы, которые являются одновременно стилистами, помогают им преобразиться и создают для них привлекательный имидж. Думается, что под напором феминисток мужчинам просто хочется иметь свой уголок, свой, чисто мужской клуб, недаром интерьер барбершопов выдержан в сугубо мужском, брутальном стиле и напоминает заведение на Диком Западе с его грубыми стенами из кирпича или каменной кладки, кожаными креслами и обилием дерева.
Да и запахи здесь совершенно иные, чем в женском салоне красоты: не утонченные ароматы, а запах кожи и дерева. В старинных барбершопах к ним еще примешивался аромат табака, но в наше время это не поощряется.
Мужчина, хоть один раз посетивший барбершоп «Я» в городе Москва, будет возвращаться в него снова и снова. И дело не только в высочайшем уровне обслуживания, но и в самой атмосфере в этом заведении, а также в барберах. Барбер – это всегда психолог, который легко найдет общий язык практически с любым клиентом и даст много ценных советов, а иногда и поможет кардинально изменить образ: например, смоделировать из беспорядочно растущей щетины модную бороду, что добавит любому представителю сильного пола мужественности, уверенности в себе и привлекательности в глазах пола слабого.